Два года кампании «Ноль Смертей»

Настоящий материал (информация) распространен иностранным агентом Бесединой Дарьей Станиславовной либо касается деятельности иностранного агента Бесединой Дарьи Станиславовны.

22 января 2020 г.

Два года назад фонд «Городские Проекты», в котором я работаю, объявил о начале кампании «Ноль Смертей». О том, что у нас в стране очень много людей гибнет на дорогах, и, наверное, с этим надо что-то делать, разговоры велись довольно давно, но до того момента никто не предлагал какого-то системного подхода и плана действий.

При том, что системный подход к снижению смертности до нуля человечество уже изобрело: с 1995 года, когда в Швеции родилась концепция Vision Zero, в мире накоплено достаточно опыта о том, какие меры действительно действенны, а какие — нет. Главное — принять за основу две фундаментальные вещи: смерть и увечья человека на дорогах недопустимы, а люди могут ошибаться, и среда должна быть такой, чтобы ошибка не приводила к смерти или увечьям.

Мы взялись рассказать про этот подход и создать общественное давление.

Вот что получилось сделать за два года:


  • Если вы наберёте Ноль смертей или Vision Zero в поисковике, то на первой же странице будет ссылка на сайт Горпроектов — кроме нас, на русском языке об этом никто не пишет
  • В 2018 году по открытым данным мы выбрали 6 опасных улиц и перекрестов в Москве и проводили полевые исследования причин ДТП, выясняли, что с этими местами не так и как это можно изменить — по сути, сделали за чиновников их работу
  • В 2019 году составили и выпустили доклад «Ограничение скорости» — о том, какие в разных городах мира предельно допустимые скорости, штрафы за их превышение и количества смертей на дорогах. Доклад отправили депутатам Мосгордумы и Госдумы, в правительство, мэрию Москвы, ГИБДД и профильные городские ведомства
  • Начали вешать на местах гибели людей плакаты, а в Петербурге в дополнение к ним провели пикеты
  • На нашем сайте уже более 70 статей с успешными кейсами из других городов мира

К концу 2019 года в том числе нашими усилиями в России развилась общественная дискуссия о нештрафуемом пороге превышения скорости. Он сейчас 20 км/ч, это попросту безумно: в развитых странах порог обычно составляет от 0 до 5 км/ч. Дискуссия дошла до самого верха: в декабре 2019 года по теме высказался тогда ещё председатель правительства Медведев. Он, правда, был против инициативы по снижению порога до 10 км/ч. А вот вице-премьер Акимов, наоборот, такое снижение поддержал. Сейчас я написала письмо новому премьер-министру, посмотрим, что ответит он.

Конечно, и порог в 10 км/ч необъяснимо высокий. Но хорошо, что он обсуждается; если его всё-таки снизят, то можно будет говорить о новом снижении до 0 км/ч.

Одновременно в МВД предложили повысить штрафы за превышение скорости: в диапазоне 20-40 км/ч до 3 тысяч рублей, в диапазоне 40-60 км/ч до 4 тысяч, более 60 км/ч — до 5 тысяч. Это уже достаточно ощутимые суммы, в отличие от действующих, которые вообще смехотворны: сейчас штраф за превышение в диапазоне 20-40 км/ч — 250 рублей. Человеческая жизнь не должна оцениваться в стоимость чашки кофе.

И это только начало. Скоро запустим просветительскую кампанию в Москве — хотим, чтобы о концепции нулевой терпимости узнали буквально в каждой семье.

Другие записи

Депутаты Мосгордумы не получают зарплату

Я работаю в фонде «Городские Проекты Ильи Варламова и Максима Каца», мы занимаемся просвещением общества и формируем запрос на удобные города и высокое качество жизни. Фонд существует на пожертвования обычных людей. Поддержите нашу работу.

Поддержать