Два года кампании «Ноль Смертей»

22 января 2020 г.

Два года назад фонд «Городские Проекты», в котором я работаю, объявил о начале кампании «Ноль Смертей». О том, что у нас в стране очень много людей гибнет на дорогах, и, наверное, с этим надо что-то делать, разговоры велись довольно давно, но до того момента никто не предлагал какого-то системного подхода и плана действий.

При том, что системный подход к снижению смертности до нуля человечество уже изобрело: с 1995 года, когда в Швеции родилась концепция Vision Zero, в мире накоплено достаточно опыта о том, какие меры действительно действенны, а какие — нет. Главное — принять за основу две фундаментальные вещи: смерть и увечья человека на дорогах недопустимы, а люди могут ошибаться, и среда должна быть такой, чтобы ошибка не приводила к смерти или увечьям.

Мы взялись рассказать про этот подход и создать общественное давление.

Вот что получилось сделать за два года:


  • Если вы наберёте Ноль смертей или Vision Zero в поисковике, то на первой же странице будет ссылка на сайт Горпроектов — кроме нас, на русском языке об этом никто не пишет
  • В 2018 году по открытым данным мы выбрали 6 опасных улиц и перекрестов в Москве и проводили полевые исследования причин ДТП, выясняли, что с этими местами не так и как это можно изменить — по сути, сделали за чиновников их работу
  • В 2019 году составили и выпустили доклад «Ограничение скорости» — о том, какие в разных городах мира предельно допустимые скорости, штрафы за их превышение и количества смертей на дорогах. Доклад отправили депутатам Мосгордумы и Госдумы, в правительство, мэрию Москвы, ГИБДД и профильные городские ведомства
  • Начали вешать на местах гибели людей плакаты, а в Петербурге в дополнение к ним провели пикеты
  • На нашем сайте уже более 70 статей с успешными кейсами из других городов мира

К концу 2019 года в том числе нашими усилиями в России развилась общественная дискуссия о нештрафуемом пороге превышения скорости. Он сейчас 20 км/ч, это попросту безумно: в развитых странах порог обычно составляет от 0 до 5 км/ч. Дискуссия дошла до самого верха: в декабре 2019 года по теме высказался тогда ещё председатель правительства Медведев. Он, правда, был против инициативы по снижению порога до 10 км/ч. А вот вице-премьер Акимов, наоборот, такое снижение поддержал. Сейчас я написала письмо новому премьер-министру, посмотрим, что ответит он.

Конечно, и порог в 10 км/ч необъяснимо высокий. Но хорошо, что он обсуждается; если его всё-таки снизят, то можно будет говорить о новом снижении до 0 км/ч.

Одновременно в МВД предложили повысить штрафы за превышение скорости: в диапазоне 20-40 км/ч до 3 тысяч рублей, в диапазоне 40-60 км/ч до 4 тысяч, более 60 км/ч — до 5 тысяч. Это уже достаточно ощутимые суммы, в отличие от действующих, которые вообще смехотворны: сейчас штраф за превышение в диапазоне 20-40 км/ч — 250 рублей. Человеческая жизнь не должна оцениваться в стоимость чашки кофе.

И это только начало. Скоро запустим просветительскую кампанию в Москве — хотим, чтобы о концепции нулевой терпимости узнали буквально в каждой семье.

Другие записи

Депутаты Мосгордумы не получают зарплату

Я работаю в фонде «Городские Проекты Ильи Варламова и Максима Каца», мы занимаемся просвещением общества и формируем запрос на удобные города и высокое качество жизни. Фонд существует на пожертвования обычных людей. Поддержите нашу работу.

Поддержать

Контакты