Сразу скажу: я по этому вопросу воздержалась. В схеме от Мосгоризбиркома есть как правильные решения, так и совершенно неадекватные. Я проголосовала за непрошедшую поправку коллеги Тимонова: его схема, в которой не разрезан ни один район, оказалась лучше официальной.
Однако нарезка округов — это всё-таки частность. Я хочу напомнить о том, почему вообще у нас разгорелись такие споры: огромную, быстрорастущую Москву нужно разделить всего на 45 равных округов! Тут уж с какой стороны ни подступайся, идеально не получится ну никак.
Мосгордуму держат маленькой специально для того, чтобы в неё было сложно избираться — в огромных округах по 150-180 тысяч избирателей! — и чтобы исполнительной власти было легче было контролировать депутатов.
Даже по действующему федеральному закону Москва может увеличить численность своих депутатов до 110. Столько, например, в Госсобрании Башкортостана. Можно было бы и больше: известный политологам закон о кубическом корне от количества жителей поднимает количество депутатов в Москве до 230-240. Я об этом сегодня рассказала в своём выступлении и, кажется, заинтересовала некоторых коллег!
А можно было бы и вовсе вспомнить опыт нулевых годов, когда Москва использовала смешанную систему выборов. Когда половина депутатов избирается по партийным спискам, парламент становится более представительным. Тот же федеральный закон сейчас разрешает нам и это.
Увы, ни увеличение численности депутатов, ни переход к смешанной системе сейчас не интересуют власть. Может быть, они заинтересуют новый созыв Мосгордумы?