Вы, возможно, уже встречали визуализацию нового перехода над Дмитровским шоссе и линией МЦД, который должен соединить улицу Всеволода Вишневского с улицей Яблочкова.
Уже пару недель в социальных сетях идёт массивная реклама общественных обсуждений строительства внеуличных переходов через МЦД. Обсуждения эти прошли на Активном гражданине — это теперь у нас такая форма «обсуждения» важнейших изменений в городе, да-да.
Ладно, оставим за скобками ту поспешность, с которой общественные обсуждения протаскивают в формате онлайн, заменяя ими полноценные очные слушания. Объясняется всё карантином, но мы видели уже несколько примеров, когда отследить реальные результаты онлайн-голосований крайне сложно, и возникают вопросы к их честности.
Попробуем разобраться с самим проектом.
На странице проекта на Активном гражданине — красочные рендеры с кучей зелени. И только внизу мелкая приписка:
*Визуализация проектного решения является предварительной и носит ознакомительный характер. Окончательные требования к характеристикам проекта будут сформированы по результатам проведения общественного обсуждения.
И смотреть надо не картинки, а документ, который прикреплён к ним. Авторы проекта рассчитывали, что все посмотрят на картинку, и никто не полезет читать скучные бумаги, написанные чиновничьим языком, и дружно проголосуют «за».
Собственно, то, что хотят сделать, находится тут. Краткое содержание (найдите потом это на картинках):
Проектом изменяются «красные линии» — граница улично-дорожной сети и участков под застройку.
Изменение границ — это основная причина того, почему проект вынесли на обсуждения, это требование законодательства. Например, Яблоневый сад (он же участок природного комплекса №146-СВАО) обрежут со стороны железной дороги.
Далее в документе идёт перечисление новых кадастровых участков, которые образуются на территории, и правила их использования.
И только ближе к концу перечисляются сами работы:
— строительство внеуличного пешеходного перехода через железнодорожные пути Савёловского направления МЖД и Дмитровское шоссе
— устройство тротуара для подхода к внеуличному пешеходному переходу
— благоустройство территории
— реконструкция участка Дмитровского шоссе с расширением до 5-ти полос в сторону центра для обеспечения разворота в сторону Московской области
— строительство заездного «кармана» в месте существующего остановочного пункта наземного городского пассажирского транспорта на Дмитровском шоссе по направлению в сторону Московской области
— прокладка, переустройство инженерных коммуникаций.
Как видите, тут нет ничего про красивую велодорожку, новые деревья или сохранение наземного перехода (хотя всё это есть на рендере), зато есть расширение шоссе и устройство автобусного кармана, который ни за чем не нужен и будет только замедлять автобусы. Заодно посмотрим характеристики нового надземного перехода: длина — 142 метра, три лестницы, три лифта. При этом по рендеру можно примерно посчитать число ступенек, которое нас ждёт — получится почти сто на подъём и спуск, это высота пятого этажа.
Ладно, может быть, я зря ругаюсь, и убогий надземный переход — это единственный выход?
Пересечения с железной дорогой — действительно достаточно опасный участок, и разводить потоки людей — нормальная практика. Вопрос в реализации. Основная проблема таких вот переходов с лестницами в том, что их тяжело преодолеть. Даже здоровому взрослому человеку подъём на пятый этаж дается нелегко. Если у вас сумки, коляска, ребёнок с самокатом, или вы недавно повредили ногу — это совсем сложно. Если вы на коляске или велосипеде — вы практически отрезаны. Но будут же лифты! — скажете вы. Не факт! — отвечу я вам. Я тут вот, например, убеждаю префектуру САО сделать лифт в переходе, который построен 4 года назад. Пока дальше обещаний дело не продвинулось.
И это не какая-то разовая история. Большинство лифтов в московских переходах либо не работают, либо вовсе отсутствуют. Лифты часто ломаются, их портят вандалы, а сейчас, из-за пандемии коронавируса, на повестке дня в мире стоит вопрос вообще всех кнопок в городах — ведь вирус может передаваться через поверхности. Сейчас общей практикой является отключение кнопок на светофорах, в Москве тоже отключили кнопки на транспорте. Но отключить кнопки на лифтах — значит отключить сами лифты, и у маломобильных (и находящихся в основной группе риска по вирусу) горожан не будет никакой альтернативы, чтобы перейти через дорогу или железнодорожные пути.
Лифты, к тому же, дороги в эксплуатации, и ещё и тратят время людей. Переходом через пути у метро Дмитровская пользуются более 4000 человек в час, 20% из которых — это люди, которым потребуется лифт. Представьте на минутку, какая там будет очередь!
Выход один — строить пологие спуски и проколы под ж/д, в сложных случаях — удобные мосты.
На официальных информационных ресурсах МЦД часто приводится успешный опыт подобных зарубежных проектов: S-Bahn в Берлине, RER в Париже, Overground в Лондоне. Однако во всех этих городах пересечения маршрутов пешеходов и велосипедистов с железнодорожными путями в разных уровнях не требуют подъема и спуска по лестницам. Велосипедисты могут преодолеть их, не спешиваясь. Маломобильные граждане, люди с тяжёлыми грузами, с детьми не испытывают там никаких затруднений.
Примерно в километре от этого места планируется построить еще один «конкорс», как его красиво называют в РЖД. Команда Let’s bike It! сделала своё альтернативное предложение, пригласив настоящих архитекторов, проектирующих улицы.
Вместо этого:
Может быть такое:
Целиком предложение можно посмотреть тут. Загляните — ребята наглядно показали, в чём проблема этого места и как именно нужно её решить. Не с помощью бесконечных лестниц и тонн бетона и пластика, а с пологими спусками, которым могут пользоваться все — и пешеходы, и велосипедисты, и маломобильные граждане — без потерь времени и сил. Это красивое и простое в исполнении (хотя и не самое дешёвое) решение. Так поступают в Голландии, в Германии, да везде, где ценят своих граждан и городскую среду — вот примеры велосипедных и велопешеходных мостов в разных европейских городах. Так должно быть и у нас.