Страх и ненависть на Дмитровском шоссе

Настоящий материал (информация) распространен иностранным агентом Бесединой Дарьей Станиславовной либо касается деятельности иностранного агента Бесединой Дарьи Станиславовны.

15 апреля 2020 г.

Вы, возможно, уже встречали визуализацию нового перехода над Дмитровским шоссе и линией МЦД, который должен соединить улицу Всеволода Вишневского с улицей Яблочкова.



Уже пару недель в социальных сетях идёт массивная реклама общественных обсуждений строительства внеуличных переходов через МЦД. Обсуждения эти прошли на Активном гражданине — это теперь у нас такая форма «обсуждения» важнейших изменений в городе, да-да.

Ладно, оставим за скобками ту поспешность, с которой общественные обсуждения протаскивают в формате онлайн, заменяя ими полноценные очные слушания. Объясняется всё карантином, но мы видели уже несколько примеров, когда отследить реальные результаты онлайн-голосований крайне сложно, и возникают вопросы к их честности.

Попробуем разобраться с самим проектом.

На странице проекта на Активном гражданине — красочные рендеры с кучей зелени. И только внизу мелкая приписка:

*Визуализация проектного решения является предварительной и носит ознакомительный характер. Окончательные требования к характеристикам проекта будут сформированы по результатам проведения общественного обсуждения.

И смотреть надо не картинки, а документ, который прикреплён к ним. Авторы проекта рассчитывали, что все посмотрят на картинку, и никто не полезет читать скучные бумаги, написанные чиновничьим языком, и дружно проголосуют «за».

Собственно, то, что хотят сделать, находится тут. Краткое содержание (найдите потом это на картинках):

Проектом изменяются «красные линии» — граница улично-дорожной сети и участков под застройку.



Изменение границ — это основная причина того, почему проект вынесли на обсуждения, это требование законодательства. Например, Яблоневый сад (он же участок природного комплекса №146-СВАО) обрежут со стороны железной дороги.

Далее в документе идёт перечисление новых кадастровых участков, которые образуются на территории, и правила их использования.

И только ближе к концу перечисляются сами работы:

— строительство внеуличного пешеходного перехода через железнодорожные пути Савёловского направления МЖД и Дмитровское шоссе

— устройство тротуара для подхода к внеуличному пешеходному переходу

— благоустройство территории

— реконструкция участка Дмитровского шоссе с расширением до 5-ти полос в сторону центра для обеспечения разворота в сторону Московской области

— строительство заездного «кармана» в месте существующего остановочного пункта наземного городского пассажирского транспорта на Дмитровском шоссе по направлению в сторону Московской области

— прокладка, переустройство инженерных коммуникаций.

Как видите, тут нет ничего про красивую велодорожку, новые деревья или сохранение наземного перехода (хотя всё это есть на рендере), зато есть расширение шоссе и устройство автобусного кармана, который ни за чем не нужен и будет только замедлять автобусы. Заодно посмотрим характеристики нового надземного перехода: длина — 142 метра, три лестницы, три лифта. При этом по рендеру можно примерно посчитать число ступенек, которое нас ждёт — получится почти сто на подъём и спуск, это высота пятого этажа.

Ладно, может быть, я зря ругаюсь, и убогий надземный переход — это единственный выход?

Пересечения с железной дорогой — действительно достаточно опасный участок, и разводить потоки людей — нормальная практика. Вопрос в реализации. Основная проблема таких вот переходов с лестницами в том, что их тяжело преодолеть. Даже здоровому взрослому человеку подъём на пятый этаж дается нелегко. Если у вас сумки, коляска, ребёнок с самокатом, или вы недавно повредили ногу — это совсем сложно. Если вы на коляске или велосипеде — вы практически отрезаны. Но будут же лифты! — скажете вы. Не факт! — отвечу я вам. Я тут вот, например, убеждаю префектуру САО сделать лифт в переходе, который построен 4 года назад. Пока дальше обещаний дело не продвинулось.

И это не какая-то разовая история. Большинство лифтов в московских переходах либо не работают, либо вовсе отсутствуют. Лифты часто ломаются, их портят вандалы, а сейчас, из-за пандемии коронавируса, на повестке дня в мире стоит вопрос вообще всех кнопок в городах — ведь вирус может передаваться через поверхности. Сейчас общей практикой является отключение кнопок на светофорах, в Москве тоже отключили кнопки на транспорте. Но отключить кнопки на лифтах — значит отключить сами лифты, и у маломобильных (и находящихся в основной группе риска по вирусу) горожан не будет никакой альтернативы, чтобы перейти через дорогу или железнодорожные пути.

Лифты, к тому же, дороги в эксплуатации, и ещё и тратят время людей. Переходом через пути у метро Дмитровская пользуются более 4000 человек в час, 20% из которых — это люди, которым потребуется лифт. Представьте на минутку, какая там будет очередь!

Выход один — строить пологие спуски и проколы под ж/д, в сложных случаях — удобные мосты.

На официальных информационных ресурсах МЦД часто приводится успешный опыт подобных зарубежных проектов: S-Bahn в Берлине, RER в Париже, Overground в Лондоне. Однако во всех этих городах пересечения маршрутов пешеходов и велосипедистов с железнодорожными путями в разных уровнях не требуют подъема и спуска по лестницам. Велосипедисты могут преодолеть их, не спешиваясь. Маломобильные граждане, люди с тяжёлыми грузами, с детьми не испытывают там никаких затруднений.

Примерно в километре от этого места планируется построить еще один «конкорс», как его красиво называют в РЖД. Команда Let’s bike It! сделала своё альтернативное предложение, пригласив настоящих архитекторов, проектирующих улицы.

Вместо этого:



Может быть такое:




Целиком предложение можно посмотреть тут. Загляните — ребята наглядно показали, в чём проблема этого места и как именно нужно её решить. Не с помощью бесконечных лестниц и тонн бетона и пластика, а с пологими спусками, которым могут пользоваться все — и пешеходы, и велосипедисты, и маломобильные граждане — без потерь времени и сил. Это красивое и простое в исполнении (хотя и не самое дешёвое) решение. Так поступают в Голландии, в Германии, да везде, где ценят своих граждан и городскую среду — вот примеры велосипедных и велопешеходных мостов в разных европейских городах. Так должно быть и у нас.

Другие записи

Депутаты Мосгордумы не получают зарплату

Я работаю в фонде «Городские Проекты Ильи Варламова и Максима Каца», мы занимаемся просвещением общества и формируем запрос на удобные города и высокое качество жизни. Фонд существует на пожертвования обычных людей. Поддержите нашу работу.

Поддержать

Контакты