Формируется Комиссия по монументальному искусству

Настоящий материал (информация) распространен иностранным агентом Бесединой Дарьей Станиславовной либо касается деятельности иностранного агента Бесединой Дарьи Станиславовны.

18 сентября 2020 г.

Памятники — слишком важная вещь для городского пространства, чтобы относиться к ней так, как это делают в Москве сегодня.

Раньше установка каждого памятника становилась событием — люди специально приезжали в центр, чтобы взглянуть на новые скульптуры. Если изучить историю появления скульптур Минину и Пожарскому, Пушкину, Гоголю, Юрию Долгорукому, Маяковскому, мы поймём, что шли содержательные споры, в которых участвовало общество и государство, выбирались удачные композиционные решения и город не захламлялся.

Но в последние годы что-то сломалось, и в Москве начали ставить памятники по любому поводу, массово. Твардовский, Бродский, Александр I, патриарх Гермоген, Калашников, князь Владимир… Перекрываются привычные виды, а в городе устанавливают работы всего лишь нескольких авторов.

Любые памятники в публичном пространстве Москвы сейчас можно установить только с разрешения Комиссии по монументальному искусству. Она работает при Московской городской Думе, и туда по идее должны входить историки, искусствоведы, краеведы, отбрасывающие странные идеи на первых же этапах.

Реальность же немного иная. Известный скульптор Салават Щербаков, будучи с 2015 года членом этой Комиссии, одновременно успел установить в Москве собственные работы — памятники князю Владимиру и Михаилу Калашникову. Помимо того, что это неприкрытый конфликт интересов, это еще и буквально очень спорные художественные решения: о целесообразности этих истуканов шла очень большая общественная дискуссия. Кстати, в работе над памятником Владимиру принимал участие архитектор Игорь Воскресенский, который на тот вообще момент являлся председателем Комиссии по монументальному искусству!



Кроме того, в протоколах Комиссии прослеживается полное отсутствие логики — так, ее члены отказались согласовывать установку памятника Джону Леннону, но при этом признали, что Москве никак не обойтись без памятников турецкому поэту Юнусу Эмре или монумента Исламу Каримову, президенту Узбекистана.

Такая «монументальная политика» и приводит к тому, что в центре города плодятся никому не нужные странные изваяния по поводу и без, а на окраинах довольно мало смелых и интересных композиций, которые бы напоминали о локальной идентичности районов.

Поскольку широкий круг горожан ничего об этой комиссии не знает, по плану властей следующий состав должен быть собран и утверждён в тишине. Но мы в Городских Проектах сагитировали независимых экспертов, и они согласились войти в новый состав этого органа. Они смогут возражать на заседаниях комиссии, если вдруг кто-то захочет испортить вид города очередным истуканом и рассказывать москвичам о том, что происходит внутри комиссии. Я буду настаивать на вот этих кандидатурах — это уважаемые люди, они как никто разбираются в монументальной архитектуре и контексте городских пространств:

  • Николай Васильев — историк архитектуры, кандидат искусствоведения, доцент НИУ МГСУ и МГАХИ, генеральный секретарь DOCOMOMO Россия, автор экскурсий и путеводителей по архитектуре Москвы XX века. Выдвинут Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
  • Алла Вершинина — кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного института искусствознания, специалист по скульптурному декору московских зданий. Выдвинута Государственным институтом искусствознания.
  • Анатолий Голубовский — кандидат искусствоведения, историк, социолог, продюсер медиапроектов, музейный эксперт, создатель и первый редактор радиостанции «Культура». 20 лет работал в Государственном институте искусствознания МК РФ. Выдвинут практической лабораторией Московской Архитектурной Школы МАРШлаб.
  • Андрей Исэров — заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук. Занимается историей и архитектурой Москвы, водит экскурсии по городу. Участвовал в работе движения «Архнадзор». Выдвинут факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
  • Алексей Комов — главный архитектор Калуги, заместитель городского головы города Калуги, член президиума Союза архитекторов, представитель известной московской творческой династии. Выдвинут Союзом архитекторов России.
  • Елена Марасинова — профессор НИУ ВШЭ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор монографий. Лауреат премий Митрополита Макария и Марка Раева. Выдвинута одновременно факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Институтом российской истории РАН.
  • Денис Ромодин — старший научный сотрудник Музея Москвы, кандидат наук, автор публикаций по истории советской архитектуры, известный экскурсовод и лектор. Выдвинут Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
  • Александра Селиванова — кандидат архитектуры, куратор Центра авангарда и Галереи «На Шаболовке», старший научный сотрудник Музея Москвы, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, автор книг по истории архитектуры ХХ века. Выдвинута подмосковным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Будет классно, если эти люди войдут в новый состав Комиссии. Вчера прошло заседание думской Комиссии по культуре, на котором решили, что все кандидаты подходящие. Теперь дело за депутатами: мы будем голосовать по кандидатурам в Монументальную комиссию на ближайшем заседании.


Фотографии — fishki.net и Москва 24

Другие записи

Депутаты Мосгордумы не получают зарплату

Я работаю в фонде «Городские Проекты Ильи Варламова и Максима Каца», мы занимаемся просвещением общества и формируем запрос на удобные города и высокое качество жизни. Фонд существует на пожертвования обычных людей. Поддержите нашу работу.

Поддержать

Контакты